8 (499) 520-97-52
(многоканальный)
г. Москва,
ул. Адмирала Корнилова, вл. 1
Пн Вт Ср ЧТ Пт - 9:00 - 19:00
Сб - Выходной
Вс - Выходной
ВРЕМЯ РАБОТЫ
Заказать образцы
Заказать звонок
Заполните форму и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Имя *
Телефон *
Отправить

Рынок строительного крепежа. Текущая ситуация, проблемы, перспективы

Крепёжный материал, включая разнообразные гайки, болты и саморезы, всегда востребован на рынке. Крепёж особенно актуален и востребован сейчас, во время строительного «бума». Как показывает статистика, потребление строительного крепёжного материала каждый год увеличивается на 15%, причём отечественная промышленность ежегодно сокращает производство на 10–15%, постепенно уступая рынок китайским производителям. Эксперты утверждают, что у российских производителей есть все шансы не только отвоевать свою долю, но и существенно усилить свой позиции.

Гвозди уходят в прошлое

Гвозди всегда являлись товаром массового спроса. Не потеряли они своей актуальности и во время подъема строительства. Согласно наблюдениям, потребление крепёжных материалов в России ежегодно увеличивается на 7% в течение трёх последних лет. По большей части, такой рост обеспечивается за счёт строительного крепежа, который становится всё более востребованным.

Потребление на российском рынке строительного крепежа сейчас оценивается примерно в 160 тысяч тонн, что в валютном эквиваленте составляет сумму порядка 250 миллионов долларов. И при этом лишь 25% поставляется отечественными предприятиями, а вся остальная доля принадлежит импортным товарам.

По наблюдениям торговых компаний, в настоящее время наиболее востребованными являются следующие виды крепежа:

  • анкерная техника;
  • самонарезающие винты;
  • дюбель-гвозди;
  • шурупы;
  • распорные дюбели;
  • различный метрический крепёж;
  • и, конечно же, гвозди.

Как правило, накрутка при продажах крепежа оптом составляет от 7 до 30%, при продаже в розницу торговые сети делают наценку от 50 до 200%. Разумеется, каждая единица товара даже с 200-процентной надбавкой обходится покупателю в сущие копейки, однако строители и сборщики приобретают крепёж не поштучно, а огромными партиями.

Оборот точки по реализации крепёжных материалов, как показывает практика, в условиях современного рынка составляет порядка 14 тысяч долларов ежемесячно, а чистая прибыль редко опускается до отметки в 5 тысяч долларов. Для того чтобы выйти на рынок в качестве владельца небольшой розничного ларька, предпринимателю необходимо иметь в своём распоряжении сумму порядка 16–22 тысячи долларов:

  • Приобретение торговой точки: от $1200 до $8000 в зависимости от региона и «раскрученности»;
  • Формирование ассортимента: порядка 14 тысяч долларов;
  • Ежемесячная арендная плата: от 800 до 1500 долларов.

Для выхода на крупнооптовый рынок сумма вложений серьёзно отличается. Так, например, для того, чтобы реализовывать по 100 тонн крепежа ежемесячно, необходимо постоянно поддерживать запас продукции в 500 тонн, а это уже около 750 тысяч долларов в денежном эквиваленте.

Как утверждает Михаил Артемьев, занимающий пост коммерческого директора крупной компании «Дракон», в условиях высокой конкуренции современного рынка важно постоянно расширять ассортимент крепёжных материалов за счёт новинок и увеличения линейки размеров, вследствие чего бюджет должен быть как минимум удвоен.

По его словам, основную часть прибыли приносит торговля гайками, саморезами повышенной прочности и анкерными болтами. Спрос на данные виды крепежа довольно стабилен. Многие потребители отказываются от гвоздей и переходят на электроинструмент, что влечёт к изменениям ситуации на рынке.

Малый бизнес на пути восточных производителей

Согласно данным «Росметиза», потребление крепежных материалов на отечественном рынке в 2006 году составляло порядка 250 тысяч тонн, то есть 400 миллионов долларов по среднеоптовым расценкам. Импортные товары занимали половину от всего объёма. В настоящее же время, потребность в крепёжных материалах для строительства на три четверти удовлетворяются импортными товарами, преимущественно из Украины и юго-востока Азии. Российская крепёжная отрасль теряет по 10–15 процентов от объёмов производства каждый год, постепенно уступая свои позиции на рынке.

Алексей Щепилов, занимающий пост гендиректора «Метиз-торг», утверждает, что появление на прилавках всё новых видов материалов для строительства и различных комплектующих вынуждает рынок диктовать всё новые требования к крепёжной продукции.

Владелец торговой точки на строительном рынке в городе Строгино Антон Андрейченко подтверждает слова Щепилова. По его словам, в настоящее время заметно сокращается число покупателей, которые выбирает товар с самой низкой ценой, пытаясь тем самым сэкономить. Вряд ли кто решится монтировать дорогой ламинат низкопробными саморезами.

По оценке экспертов, отечественная промышленность уже не соответствует современным требованиям. Все те крепёжные материалы, что выпускались ограниченными партиями исключительно для оборонной промышленности, во многих странах были поставлены «на поток», вследствие чего импортный крепёж оказался не только более доступным по цене, но и намного более качественным.

Александр Семёнов объясняет сложившуюся ситуацию тем, что конкурентоспособность импортных товаров обусловлена технологичностью процессов производства и относительно небольшой наценкой. Именно поэтому юго-восточные страны занимают стабильно высокие позиции по производству крепёжных материалов общего назначения, но никак не из-за «дешёвой рабочей силы».

Юго-Восточная Азия — мировой лидер по производству крепежных материалов

Такие страны, как Тайвань и КНР заняли лидирующие позиции по производству крепёжных материалов благодаря удачному стечению обстоятельств. Сразу же после событий Второй мировой, Америка развернула на Тайване массовое изготовление крепёжных материалов для удовлетворения потребностей своей армии. Вследствие таких действий со стороны Штатов Тайвань стала главным разработчиком современного высокоточного оборудования, а также основным поставщиком сложных видов крепёжного материала. Производство более простых крепёжных изделий было перенесено на территорию Китая, который снабжается высокотехнологичной производственной техникой из Тайваня.

Михаил Артемьев заявляет, что выбор компании «Дракон» китайских поставщиков крепежа обусловлен постоянным расширением и многообразием ассортимента при оптимальном соотношении цены и качества. Отечественная промышленность на такое пока не способна.

Практически вся российская промышленность сейчас представлена крупными предприятиями: 5 крупнейших производственных комплексов производят 85% от всего объёма отечественного метиза; 12% от всего объёма производства приходится на средние заводы, а небольшим предприятиям достаётся лишь 3-процентная доля рынка. И как показывает опыт, такое распределение производственных мощностей крайне неэффективно.

Александр Семенов утверждает, что для развития отечественного производства следует принять модель организации производства путём создания небольших предприятий, готовых оперативно реагировать на изменения рынка и применять современное высокотехнологичное оборудование. Китайский опыт можно использовать в качестве примера, поскольку там за весьма короткий период, всего за 7 или 10 лет, объёмы производства крепежных материалов достигли отметки в четыре–четыре с половиной миллионов тонн, когда как мировое производство крепежного материала составляет всего четырнадцать или пятнадцать миллионов тонн.

На территории Тайвани на небольшие предприятия приходится порядка 80% всего производства метизов, в США эта цифра составляет 70%, а в Европе постепенно приближается к отметке в 60%.

В условиях стеснённости

Многие компании, успешно реализующие крепёжные материалы, всё чаще задумываются о возможности запуска собственного производства. Некоторым же уже удалось это сделать.

Заместитель генерального директора Московского завода крепежа Сергей Пальчун поведал, что их предприятие начало историю своего существования в 2006 году и в основе лежала металлоторгующая организация. Возрастающий спрос в условиях высокой конкуренции вынудил к постепенному переходу от реализации к производству. По его мнению, на современном рынке крепежа спрос значительно превышает предложение. За довольно короткий срок московскому предприятию удалось установить каналы реализации своей продукции на российском рынке и даже получить предложения сотрудничества из других государств, включая страны Прибалтики, Объединённые Арабские Эмираты, Финляндию и соседний Казахстан.

Использование современного оборудования делает себестоимость продукции равной или более низкой относительно крупных производственных комплексов. Более того, малый бизнес всегда отличался манёвренностью на рынке.

Тем не менее, в ассортименте крепёжных материалов имеются позиции, наладить производство которых небольшим предприятиям непросто. Например, гвозди. Как утверждает С. Пальчун, станок для выпуска гвоздей сейчас стоит порядка 2,5–5 тысяч долларов, поддержанное оборудование может обойтись и в $800. Относительно недорогое оборудование не является проблемой для предпринимателя, основную сложность вызывает сырьё. Для запуска производство нужно сперва найти дешёвый металл, а уже затем приступать к выбору оборудования. Основное сырьё для изготовления гвоздей — стальная проволока. На практике, единственными поставщиками такого сырья являются крупные производственные комплексы, которые сами и изготавливают крепёжный материал.

Цены, которые запрашиваются такими гигантами за сырьё, нередко оказываются даже выше рыночной стоимости готовой продукции. Как утверждают эксперты, изготовление гвоздей будет рентабельным только при условии, что продукция будет продаваться огромными объёмами, например, вагонами, а наценка будет составлять не более 5%. И для того, чтобы добиться хоть какой-то рентабельности при изготовлении гвоздей, следует выйти на объёмы производства в 1000 тонн каждый месяц. А комплект производственного оборудования в таком случае обойдётся в сумму порядка двух с половиной миллионов долларов.

Гвоздь можно считать товаром биржевым, поскольку наценка на такую продукцию при торговле оптом просто минимальна в условиях высокой конкуренции современного рынка. При десятирублёвой цене за килограмм гвоздей шестидесятитонный вагон с продукцией стоимостью 600 тысяч рублей позволит получить лишь 30 тысяч прибыли при пятипроцентной марже.

Для примера, производственное объединение «Макси-групп» ежегодно изготавливает 67 тысяч тонн гвоздей, сталепрокатный завод в городе Череповец — 37 тысяч тонн, а Магнитогорский металлургический завод — 35 тысяч тонн. Небольшие предприятия даже не имеют возможности конкурировать с такими гигантами.

Как утверждают эксперты, небольшим предприятиям, не имеющим огромных объёмов начальных средств, лучше всего заняться производством так называемого «спецкрепежа». Специальный крепёж — это те же болты, саморезы и гайки, только отличающиеся от стандартов ГОСТ по различным характеристикам: длина, тип резьбы, диаметр изделия и так далее.

Раньше многие заводы производили специальный крепёж своими силами, но в последние годы всё больше предприятий заказывает такие изделия «на стороне». Объёмы производства спецкрепежа гораздо ниже классического, зато наценка может превышать 100% от себестоимости. В такой ситуации ценовой фактор вторичен, ключевое значение имеет оперативность производства и чёткость поставок. Также следует отметить, что выполнение небольших заказов с высокой рентабельностью не требует наличия дорогостоящего оборудования: многие производственные процессы могут быть выполнены как на станках вручную, так и с применением устаревшего и даже довоенного оборудования, которое, как оказалось, работает на некоторых предприятиях и по сей день.

Можно привести для примера кустарное изготовление шайб. Технология изготовления такой продукции всегда одинакова — пресс выдавливает уже готовую к использованию шайбу из металлического листа. Подобный производственный процесс может быть налажен даже в гараже, а в качестве сырья вполне сгодится металлолом. При выпуске 250 тысяч единиц продукции в месяц, доход составит порядка 60 000 рублей. Объём чистой прибыли определяется расходами на оплату электроэнергии и закупку сырья, но в любом случае составит не менее 50 тысяч рублей. Разумеется, назвать бизнесом такое занятие можно, но с натяжкой. Однако для того, чтобы прокормить хозяина и пару работников вполне достаточно.

Разумеется, применение старых производственных агрегатов вкупе с ручным трудом — затея тупиковая. Для комфортного существования нужно пусть и небольшое, но современное производство.

Производство крепежа — перспективное направление

Отечественная промышленность в настоящее время не может составить достойную конкуренцию иностранным производителям по причине устаревших технологий и оборудования, не соответствующего современным стандартам. И любое российское предприятие, которое сможет преодолеть данные проблемы, успешно займёт своё место на рынке, тем более что транспортные издержки будут незначительны.

Производственная технология изготовления крепёжных материалов довольно проста. В роли сырья выступает пруток или проволока из стали. Диаметр проволоки может составлять 10 сантиметров, что позволит наладить производство спецкрепежа. Холодная высадка, используемая при производстве в настоящее время, предполагает, что заготовка поступает под специальный пресс, где и принимает необходимую форму. Современные автоматы способны выдавать по 300–600 единиц заготовок изделий в минуту. После придания нужной формы, заготовка отправляется на нарезку резьбы, превращаясь в готовое изделие. Для придания прочности болт или саморез подвергается закалке или электролиту.

Весь процесс производства автоматизирован, а обслуживание техники может осуществляться максимум пятью рабочими за смену.

Александр Семенов считает, что достаточно купить современную технику на Тайване и приступить к выпуску востребованной на рынке продукции. Тайваньское оборудование ориентировано на невысокую квалификацию персонала, то есть не требует специальной подготовки или каких-либо специальных навыков. И если, например, для обслуживания немецких и итальянских агрегатов не обойтись без специально обученных инженеров, которых найти не так-то и просто, то с оборудованием из Тайвани «найти общий язык» гораздо проще. Отечественная же техника, по мнению А. Семенова, — это напрасно потраченные деньги.

В отличие от торговой точки, которая вынуждена постоянно поддерживать ассортимент товаров, производителю достаточно сконцентрировать все свои силы на изготовлении нескольких разновидностей изделий. Как утверждают эксперты, наиболее рентабельным видом крепёжного материала являются гайки.

Так, например, комплект тайваньского производственного оборудования для компании с объёмами выпускаемой продукции в 500 тонн гаек в месяц при размерном ассортименте продукции от М6 до М20 обойдётся в сумму порядка трёх с половиной миллионов долларов с учётом таможенных взносов и транспортных расходов. Площадь производственных помещений должна составлять 200–300 метров квадратных. Если производство создаётся на базе существовавшего предприятия, то расходы на строительные и монтажные работы не превысят трёхсот тысяч долларов.

По факту достижения предприятием проектных мощностей, ежемесячная прибыль составит не менее ста тысяч долларов. Бизнес окупится за срок от одного до трёх лет. Схожий проект, ориентированный на изготовление болтов, обойдётся в полтора миллиона долларов, окупаемость также составит от года до трёх. Изучив рыночную ситуацию можно подобрать такой проект, что срок его окупаемости не превысит и полугода.

Поддержка отечественных предприятий

Исходя из вышесказанного, напрашиваются следующие вопросы: где найти необходимую сумму и как обеспечить стабильную реализацию столь узкого ассортимента. «Росметиз», в рамках своей инициативы по развитию отрасли, готов предложить небольшим предприятиям особые условия кредитования и финансовой поддержки. В основе данной концепции лежит заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве всех участников, включая банки, поставщиков оборудования, страховых агентов и так далее.

Поддержка предпринимателя производится следующим образом: при положительном решении «Росметиза», Эксимбанк Тайваня выделяет на приобретение оборудования 85% от стоимости с учётом транспортных и страховых расходов. 15% вносит предприниматель. «Росметиз» сопровождает проект и решает различные юридические вопросы и консультирует по производственным моментам.

Данная программа предполагает интеграцию открывшегося производства в действующую систему закупок компаниями из ассоциации. Подобная схема применяется и на Тайване, где небольшие предприятия объединены в крупные технопарки. Этим компаниям продают оборудование и передовые технологии, а также централизованно закупают готовую продукцию. Другими словами, обеспечиваются все условия для того, чтобы предприятие сосредоточилось исключительно на производстве.

Сегодня в рамках инициативы «Росметиза» уже было запущено четыре предприятия в различных регионах РФ: по одному в Ростовской области и Белгороде, а также два в Московской области.

Александр Семенов заявляет, что для того, чтобы удерживать свои позиции на динамично изменяющемся рынке, следует каждые пять лет осуществлять модернизировать производство, заменяя оборудование на более совершенное. Только при таких мерах производитель выстоит перед возрастающими объёмами импорта.

Автомобильный крепёж

Автомобильный крепёж занимает особое место на современном рынке. Данная продукция отличается высокими требованиями к качеству, поскольку все операции осуществляются автоматами на конвейерах, где даже малейший дефект крепёжного материала может привести к полной остановке производственного процесса. И если процент брака для обычного крепежа определяется выборкой случайных изделий, то в партии автокрепежа проверяется каждое изделие использованием метода фотоконтроля. Автопроизводители выставляют высокие требования к крепёжным материалам. Так, например, завод Citroen, согласно имеющейся информации, допускает лишь 3 единицы на каждый миллион изделий, Volkswagen — не более двенадцати, а отечественный ГАЗ — 250.

В настоящее время потребление автокрепежа российскими автозаводами составляет порядка 45 тысяч тонн в год, то есть, 70 миллионов долларов в денежном эквиваленте. Этот объём практически полностью удовлетворяется тремя предприятиями: «БелЗАН», «Волгоградским заводом тракторных деталей и нормалей» и заводом «Красная Этна». Некоторые виды крепежа изготавливаются непосредственно на самих автозаводах, но их объём незначителен. Собираемые на территории России иномарки поставляются в страну уже в комплекте со всем необходимым крепежом. При этом, половина всего автокрепежа производится в Японии и Юго-Восточной Азии. Так, например, автомобильный крепёж для автомобилей BMW поставляется из Тайвани.

Перспективы отечественного рынка автокрепежа

Иномарки отечественной сборки — весьма перспективное направление. Тем более, что большая часть комплектующих уже долгое время производятся на территории нашей страны, причём, вполне успешно. Вторым перспективным направлением является отечественный автопром. Многие отечественные автопроизводители имеют вполне серьёзные и обоснованные претензии к качеству автомобильного крепежа, выпускаемого в России. Стандарты и нормы, по которым изготавливается автокрепёж в РФ, уже давно перестали соответствовать требованиям даже отечественного автопрома. Разумеется, по мере развития автомобилестроения в России вопрос крепежа встанет ещё острее.


Заказать


* - обязательные поля

×

Заявка на запрос цены


* - обязательные поля

×